Деталь оформления костницы в Кутна-Горе (Чехия)

Костница в городе Кутна-Гора

Memento mori по-чешски
Опубликовано , 20:30

Кутна-Гора – это старинный чешский городок в 60 километрах к востоку от Праги. Он возник в XIII веке при крупном месторождении серебра и когда-то соперничал со столицей королевских земель в богатстве и значимости. Сегодня, потеряв былой вес, Кутна-Гора бережно хранит памятники своей средневековой старины. Уютную размеренность её провинциальной жизни нарушает лишь туристическая суета, которая стала особенно многолюдной после того, как в 1995 году исторический центр города был внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Наибольшей популярностью у приезжих пользуется старейшая часть Кутна-Горы – район под названием Седлец. Здесь сохранились два уникальных архитектурных памятника: собор Вознесения Девы Марии и святого Иоанна Крестителя и кладбищенская церковь Всех Святых с костницей. Последняя является самой посещаемой достопримечательностью Центральной Богемии и именно ради неё в Седлец ежегодно наведывается четверть миллиона туристов.

Старейшее цистерцианское аббатство Чехии

Посёлок Седлец значительно старше Кутна-Горы и был присоединён к ней в качестве одного из районов только в 1950 году. До этого он долгие века был вотчиной богатого Седлецкого монастыря, с историей которого и связано появление знаменитого чешского костехранилища.

Седлецкий монастырь был основан в 1142 году монахами-цистерцианцами из баварского города Вальдзассен по инициативе Мирослава из Цимбурка – важного придворного чешского короля Владислава II. Несмотря на то, что Мирослав щедро одарил монастырь обширными земельными владениями, аббатство в первые полтора века своей истории влачило довольно жалкое существование.

Кладбищенская церковь Всех Святых с костницей (Кутна-Гора, Чехия)
На западном фасаде построенной в Седлецком монастыре около 1400 года церкви Всех Святых – две стройных шестигранных башни. Между ними – барочный фронтон со статуей Девы Марии работы серболужицкого скульптора Матея Вацлава Еккеля 1708 года.

Перемены в лучшую сторону в Седлеце начали происходить лишь в конце XIII века. Согласно легенде, около 1278 года аббат Хайденрайх побывал по приказу короля Чехии Пржемысла Отакара II с дипломатической миссией в Иерусалиме, откуда привёз горсть земли с Голгофы. Рассеяв её над монастырским кладбищем, Хайденрайх сделал седлецкий погост символически причастным Святой земле, что по тем религиозным временам было сильнейшим маркетинговым ходом. Теперь упокоиться на монастырском кладбище стало очень престижно, и оно начало быстро заполняться знатными покойниками не только из Богемии, но и из окрестных европейских земель. Росло кладбище – росла и репутация владевшего им аббатства.

Другим поворотным событием в истории монастыря стало обнаружение на его землях крупных залежей серебра. Огромные доходы от их эксплуатации позволили аббатству в начале XIV века стать самой богатой церковной организацией Богемии. В монастыре началось масштабное строительство, результаты которого частично сохранились в Седлеце до сих пор.

Главным монастырским зданием, построенным между 1282 и 1320 годами на полученные от серебряных рудников деньги, стал собор Вознесения Девы Марии и святого Иоанна Крестителя. Этот старейший в Чехии кафедральный собор был призван олицетворять престиж и могущество Седлецкого монастыря.

Вторым по важности строительным проектом аббатства стала построенная около 1400 года кладбищенская церковь Всех Святых. В отличие от «имиджевого» собора, её появление было вызвано сугубо практическими причинами.

Кладбищенское «перенаселение»

К началу XV века монастырь столкнулся с серьёзной проблемой: на его кладбище почти не осталось свободных мест. Погост, и без того сильно разросшийся благодаря удачной идее аббата Хайденрайха, подвергся беспрецедентному наплыву «клиентов» во время эпидемий чумы, бушевавших в Европе в XIV столетии. Считается, что в тот период Чёрная смерть уложила в седлецкую землю около 30 тысяч человек.

Деталь оформления оссуария в кладбищенской церкви Всех Святых (город Кутна-Гора, Чехия)
По приблизительным подсчётам при декорировании оссуария были использованы скелеты около 40 тысяч человек. Это в два раза больше, чем современное население Кутна-Горы.

Расширять погост было уже некуда, а просто вышвыривать останки из старых могил при повторном их использовании монастырь по понятным причинам не мог. Решением проблемы стало строительство прямо посреди кладбища церкви Всех Святых со специальным подвалом-оссуарием, предназначенным для хранения безвестных костей стародавних покойников.

Найденное решение вскоре очень пригодилось: во времена Гуситских войн (1419 – 1434) седлецкий погост стал последним пристанищем для ещё 10 тысяч усопших. Не сладко пришлось и самому монастырю: 21 апреля 1421 года гуситы взяли его штурмом и сожгли. Восстановление заняло долгие века, и Седлецкое аббатство уже никогда больше не достигало своего прежнего богатства и влияния.

Этапы оформления

Надёжных исторических данных о том, как выглядело монастырское костехранилище в первые века своего существования нет. По-видимому, поначалу кости складывались в оссуарии как придётся, вероятнее всего просто по периметру стен.

Первые упоминания о «художественном» подходе к их складированию появляются лишь после того, как в конце XV века разросшееся до 3,5 гектаров монастырское кладбище было уменьшено, и оссуарий принял бóльшую часть находящихся в нём сегодня останков. По легенде, около 1511 года некий полуслепой монах выложил из костей большие пирамиды в углах здания, после чего якобы прозрел.

Существовал ли на самом деле этот монах или нет – неизвестно, но по сообщению одного чешского хрониста в XVI веке кости в седлецком оссуарии действительно были уже художественно уложены.

Новая раскладка костей в костехранилище была предпринята между 1661 – 1663 годами, когда церковь Всех Святых была впервые отремонтирована после гуситского погрома.

По-настоящему масштабные восстановительные работы в Седлецком монастыре начались в 1699 году при молодом и энергичном настоятеле Йиндржихе Снопеке. Для окончательного устранения последствий Гуситских войн аббат пригласил выдающегося чешского архитектора итальянского происхождения Яна Блажея Сантини-Айхеля (1677 – 1723).

Деталь оформления костехранилища в кладбищенской церкви Всех Святых в чешском городе Кутна-Гора
Автором барочной концепции оформления костницы является чешский архитектор Я. Б. Сантини-Айхель.

При проведении строительных работ приоритет отдавался восстановлению стоявшего без крыши ещё со времён разорения 1421 года монастырского собора, однако церковь Всех Святых тоже не была обойдена вниманием. Оба здания Сантини перестроил в характерном для себя барочно-готическом стиле, и именно в тот период они приобрели свой нынешний вид.

Работы в кладбищенской церкви велись с 1703 по 1710 год. Благодаря Сантини у здания появился барочный фронтон между башнями западного фасада и удлинивший постройку притвор. Что же касается оссуария, то считается, что именно Сантини был автором его нынешней барочной концепции оформления. Он разработал план украшений из костей, добавив, в числе прочего, некоторые подвесные элементы декора. Однако привычный сегодняшним туристам вид костница приобрела несколько позже.

Шварценберги, Ринт и современный вид

Строительные усилия аббата Снопека были последним взлётом в истории Седлецкой обители. Монастырь (как и Кутна-Гора) так и не смог вернуть себе былого процветания и в 1783 году был упразднён императором Священной римской империи и королём Богемии Иосифом II (1741 – 1790). Семнадцать последних седлецких монахов были распределены по другим учреждениям, а здания монастыря распроданы. В одном из них с 1812 года обосновалась (и до сих пор там находится) крупнейшая табачная фабрика Чехии, а собор Вознесения Девы Марии, пробыв какое-то время мучным складом, превратился в местную приходскую церковь.

Что касается кладбищенской церкви Всех Святых, то её в 1819 году вместе с землями Седлецкого монастыря приобрели князья Шварценберги. Именно благодаря им оссуарий стал таким, каким его видят сотни тысяч сегодняшних кутногорских туристов.

Герб Шварценбергов в костнице кладбищенской церкви Всех Святых (Кутна-Гора, Чехия)
Герб княжеского рода Шварценбергов, по инициативе которых костница приобрела свой окончательный вид.

В 1870 году Шварценберги поручили мастеру-резчику Франтишеку Ринту обновить и привести в законченный вид костяное убранство бывшей монастырской церкви. К выполнению задачи Ринт подошёл творчески, доработав придуманную ещё Сантини барочную концепцию костницы и дополнив её множеством авторских скелетных украшений.

Наиболее запоминающимися творениями мастера Ринта являются большая люстра в центре оссуария, которая содержит в себе все кости человеческого скелета, и герб заказчиков – рода Шварценбергов. Как и подобает настоящему художнику, на одной из стен костницы Ринт оставил автограф – разумеется, тоже из костей.

Люстра из человеческих костей в костнице кладбищенской церкви Всех Святых (Кутна-Гора, Чехия)
В знаменитой люстре мастера Ринта присутствуют все кости человеческого скелета.

Результаты работы Франтишека Ринта дошли до наших дней в практически неизменном виде. Однако в XXI веке и самому зданию церкви Всех Святых, и декоративным элементам костницы понадобилась очередная реставрация.

Текущий ремонт

Выяснилось, что у церкви накопилось несколько требующих срочного решения проблем. Одна из самых серьёзных – устойчивость здания. Было обнаружено, что барочные преобразования старой готической постройки слишком её утяжелили, из-за чего западная часть церкви стала опасно проседать. Другая проблема заключалась в отсутствии какой-либо гидроизоляции подвала-оссуария (его пол находится в трёх метрах ниже уровня земли), из-за чего в нём постоянно скапливалась сырость. Третья стоявшая на повестке дня проблема – реставрация всех костных украшений, не проводившаяся с 1870 года, когда над костницей работал мастер Ринт.

После тщательных обмеров и изысканий был составлен проект реставрации. Помимо решения упомянутых проблем по нему предполагалось также вновь открыть первоначальные готические оконные проёмы, заложенные в барочный и более поздние периоды.

Деталь люстры из человеческих костей в костнице кладбищенской церкви Всех Святых (Кутна-Гора, Чехия)
Люстра из человеческих костей работы Франтишека Ринта. Вид снизу.

Восстановительные работы стартовали 1 июня 2014 года. К настоящему времени уже закончен ремонт террас и крыши. При этом, несмотря на интенсивно ведущиеся реставрационные мероприятия, церковь Всех Святых с оссуарием останется открытой для туристов как минимум до 2019 года. Это ещё до начала работ официально пообещал католический приход Кутна-Горы, которому она сегодня принадлежит.

Самостоятельно добраться до Седлеца можно по железной дороге. Если ехать из Праги, то путь до расположенного на его восточной окраине Главного кутногорского вокзала займёт около часа. Расстояние от вокзала до оссуария составляет 1,3 км.

Костница открыта ежедневно кроме 24 декабря. Взрослый билет стоит 90 чешских крон; студенты (до 26 лет), дети, инвалиды и пенсионеры (с 65 лет) платят по 60 крон. Единый билет в оссуарий и в собор Вознесения Девы Марии – 100 и 70 крон соответственно. Экскурсии на русском языке не проводятся (только на чешском, английском и немецком), но зато есть русскоязычный аудиогид. В костехранилище разрешено делать любительские фотографии и видео, правда только без вспышки и спецоборудования вроде штативов и подсветки.

Оказавшись в Седлеце нельзя упустить возможность побывать и в историческом центре Кутна-Горы, который с 1995 года находится в списке всемирного наследия ЮНЕСКО. Расстояние от церкви Всех Святых с костницей до средневековых памятников центральной части города составляет примерно 3 километра.

Облако тегов