Колонны гипостильного зала Карнакского храма Амона (Египет)

Древнеегипетский храм: часть первая

Краткое руководство для путешественников
Опубликовано , 17:56

Всё архитектурное наследие Древнего Египта можно описать тремя словами: храмы, гробницы и пирамиды. Только их египтяне считали нужным строить из камня, а всё остальное, включая дворцы фараонов, возводилось из недолговечного кирпича-сырца и до наших дней практически не дошло. Поэтому значительная часть сохранившихся древнеегипетских памятников – это «дома богов», как сами египтяне называли свои храмы. Многие из них наряду со знаменитыми пирамидами Гизы и скальными усыпальницами Долины царей входят сегодня в число самых популярных египетских достопримечательностей.

Будучи результатом тысячелетий религиозной и архитектурной эволюции, древнеегипетские храмы не менее ярко и полно отражают мировоззрение и дух страны фараонов, чем известные всему миру пирамиды. Однако в плане «туристической» осведомлённости они им значительно уступают: описать пирамиду сможет каждый, а вот объяснить, как устроен древнеегипетский «дом бога» будет под силу лишь единицам. Получается парадоксальная ситуация: по развалинам египетских храмов ежегодно бродят миллионы туристов, но мало кто из них по-настоящему понимает, чтó именно он видит перед собой.

Причина банальна: чтобы по достоинству оценить древнеегипетский «дом бога», от посетителя требуется определённый уровень знаний. Простой покупки экскурсионного тура в отеле по принципу «приеду – разберусь» и необременительных зрительно-прогулочных усилий для этого недостаточно. При таком подходе даже величественный Карнакский храмовый комплекс вряд ли покажется чем-то бóльшим, чем немое нагромождение камня, и воспоминания о нём по возвращению домой будут навсегда и без сожалений сданы в пыльное фотоальбомное небытие.

Чтобы сделать знакомство с храмами Древнего Египта осмысленным, к встрече с ними нужно готовиться заранее. В идеале это означает долгое и вдумчивое штудирование увесистых научных фолиантов, но при сегодняшнем ритме жизни такое может позволить себе далеко не каждый.

Для всех, кто хотел бы съездить в Египет познавательно и не просиживать ради этого дни напролёт в библиотеках, проект Destinata.ru подготовил подборку материалов о важнейших особенностях древнеегипетских храмов. В ней тщательно собрана вся необходимая информация для того, чтобы по-настоящему заглянуть в их таинственный и безвозвратно ушедший мир.

Пилон храма Хора в Эдфу (Египет)
Прекрасно сохранившийся пилон храма Хора в Эдфу. С обеих сторон от входа видны ниши, где когда-то были установлены четыре высоких флагштока.

Подборка разбита на три части. В первой описаны общие принципы храмовой планировки и структура египетских храмовых хозяйств. Во второй речь идёт о религиозном символизме «домов бога» и особенностях древнеегипетского культа. В заключительной рассказывается о судьбах египетских храмов и приведён краткий аннотированный список наиболее знаменитых из них.

Важная оговорка: в целях краткости будет рассмотрен лишь наиболее развитый, своего рода «классический» вариант древнеегипетского храма. Он возник во времена Нового царства (1550 – 1070 гг. до н. э.), когда храмовое зодчество Древнего Египта переживало свой расцвет. Большинство сохранившихся египетских «домов бога» относятся либо к этому периоду, либо к более поздним эпохам, когда их облик в основном продолжал следовать новоегипетскому канону. Таковы, например, знаменитые во всём туристическом мире храмы Амона в Карнаке и Луксоре, Себека в Ком-Омбо и Хатхор в Дендере, а также многие другие.

Основные элементы древнеегипетского храма

Итак, что же собой представлял «классический» древнеегипетский храм?

Выглядел он следующим образом: его здание имело форму вытянутого прямоугольника и состояло из четырёх основных частей – пилона, внутреннего двора, гипостильного зала и святилища. Территория, которая непосредственно прилегала к храму (так называемый теменос), окружалась стеной; там стояли различные второстепенные постройки. В каждый храмовый комплекс обязательно входила собственная пристань, которая располагалась либо на берегу Нила, либо, чаще, на специально вырытом от него канале. От неё к храму тянулась аллея для религиозных процессий.

Таков «классический» план египетского храмового комплекса.

Обязательность наличия пристани объяснялось особенностями древнеегипетской логистики. Тысячелетиями лодка была в Египте важнейшим средством передвижения, а Нил – его главной транспортной артерией. Поэтому пристань и канал при возведении нового храма строились одними из первых – они были необходимы для доставки стройматериалов и рабочей силы. В дальнейшем их продолжали использовать для хозяйственных нужд храма, однако в первую очередь пристани становилась местами официального начала владений «домов бога». Тут во время религиозных празднеств начинали и заканчивали свои путешествия по Нилу хранившиеся в храме статуи божеств. Здесь же сходили на берег прибывавшие с высочайшими визитами фараоны.

От имевшей Т-образную форму пристани к пилону храма вела аллея, которая нередко была частично или на всём её протяжении украшена скульптурами. Обычно это были статуи сфинксов. По аллее между пристанью и храмом двигались торжественные процессии жрецов, нёсших в специальных паланкинах изображения богов. Такие же аллеи могли соединять между собой два соседних храма, как было, например, в Карнаке и Луксоре.

Статуи сфинксов у пилона Луксорского храма Амона (Египет)
Карнакский и Луксорский храмы Амона были соединены аллеей шириной в 27 метров и длиной около двух с половиной километров. В IV веке до н. э. она была украшена сотнями статуй сфинксов с головами их строителя фараона Нектанеба I. На фото также виден единственный сохранившийся обелиск Луксорского храма высотой 25 метров (второй был в XIX веке вывезен в Париж) и две статуи сидящего Рамсеса II.

Аллея для процессий заканчивалась у массивного пилона, в котором находились храмовые врата. С него, собственно, и начиналось здание самого храма. Его сдвоенная и слегка наклонная трапеция – самая узнаваемая и характерная деталь древнеегипетского «дома бога».

На языке древних египтян пилон назывался «бехнет». Это слово происходит от глагола со значением «быть бдительным», и возникло, очевидно, из-за сходства пилона со сторожевыми башнями. Пилон действительно будто стоял на страже египетского храма, и самым обычным сюжетом, которым в эпоху Нового царства украшали его поверхность, были сцены, на которых фараон безжалостно разил своих врагов.

Пилон часто дополнялся обелисками, статуями и флагштоками. Все они были парными, и симметрично стояли по правую и левую сторону от ворот.

Статуи и обелиски устанавливались перед пилоном. Первые обычно изображали фараона – строителя данного храма. Самая огромная из таких статуй – тысячетонное изображение сидящего Рамсеса II, которое тот повелел установить в своём поминальном храме Рамессеуме (недалеко от современного Луксора). Её гигантские обломки лежат там до сих пор. Другой знаменитый пример – так называемые «колоссы Мемнона», изображающие на самом деле фараона XVIII династии Аменхотепа III. Они стояли перед его заупокойным храмом (тоже недалеко от Луксора), который, к сожалению, не сохранился.

Колоссы Мемнона (Египет)
Позади двух статуй сидящего Аменхотепа III раньше находился его большой поминальный храм. От храма практически ничего не осталось, а вот на фоне сильно повреждённых 18-метровых «колоссов Мемнона» туристы могут фотографироваться и сегодня.

Второе украшение пилона – обелиски – воздвигались в храмах только от имени фараонов. Они считались одними из самых значительных даров, которые царь мог сделать тому или иному «дому бога». Обычно обелиски ставились в память о каких-либо важных событиях, например восшествии на престол или крупной военной победе. Это были поистине царские подарки: их высота могла превышать 30 метров, а вес составлять сотни тонн. Вершины обелисков покрывались золотом или электроном (природным сплавом золота и серебра).

В специальных нишах в самом пилоне устанавливались последние элементы его декора – флагштоки. Они изготовлялись из ливанского кедра и могли достигать 60 метров в высоту при весе более пяти тонн. Это был один из самых древних элементов храма: на письме иероглиф в виде такого флагштока являлся детерминативом со значением «бог». К сожалению, ни один из флагштоков (а уж тем более из когда-то развевавшихся на них флагов) до наших дней не сохранился.

Сразу за пилоном находился внутренний храмовый двор. Обычно он был перистильным, то есть частично или полностью охватывался по периметру колоннадой. Это было единственное помещение храма, куда (по крайней мере, во время религиозных праздников) разрешалось входить простым египтянам. Во дворе разыгрывались религиозные мистерии – театрализованные сцены из египетских мифов. По одной из версий, именно здесь греки когда-то «подсмотрели» идею своего театра.

Перистильный храмовый двор в храме Хора в Эдфу (Египет)
Перистильный внутренний двор в храме Хора в Эдфу. Этот «дом бога» – самый хорошо сохранившийся храм Древнего Египта.

Помимо имевшихся в храмовом дворе статуй фараонов, здесь разрешалось устанавливать свои скульптурные изображения и некоторым частным лицам. Считалось, что так душа умершего египтянина могла находиться в постоянной близости к богам.

С течением времени частных статуй могло накопиться так много, что жрецам приходилось устраивать их «захоронения» прямо во внутреннем дворе храма. Так они технически продолжали оставаться в пределах «дома бога», и одновременно освобождалось место для новых скульптур. В 1903 году такое захоронение было найдено во время раскопок в храме Амона в Карнаке. В нём оказалось более 900 каменных статуй и статуэток, относящихся к периоду от времён правления XX династии до эпохи Птолемеев.

За храмовым двором начинался гипостильный зал. Обычно он был больше в ширину, чем в длину, и имел совпадающий с продольной осью храма центральный неф. Доступ сюда, а тем более в находившееся дальше святилище, имели только жрецы и фараоны.

Главная отличительная черта этой части храма – многочисленные стоявшие довольно близко друг к другу колонны. Они, а также стены и потолок зала, украшались рельефами, росписями и различными текстами. Свет проникал сюда сквозь специальные отверстия в крыше. Самый знаменитый гипостильный зал Египта находится в храме Амона в Карнаке. Это настоящий каменный лес из 134 колонн, центральные 12 из которых имеют высоту почти 22 метра и на вершине каждой из них могут легко уместиться 50 человек.

Гипостильный зал Карнакского храма Амона (Египет)
Знаменитые гигантские колонны центрального нефа в гипостильном зале Карнакского храма Амона.

Позади колонного зала в самой глубине храма находилось святилище, где в специальной нише (наосе) хранилась статуя божества. Непосредственно перед ним часто располагалось ещё одно помещение, где на особом постаменте стоял паланкин в виде ладьи, в котором статую выносили из храма. В некоторых (как правило, небольших) храмах этот паланкин хранился в самом святилище.

Святилище было наиболее сакральной частью «дома бога», куда могли входить лишь фараоны и жрецы самых высоких рангов. Оно обязательно располагалось по главной оси храма, имело высоко поднятый от земли пол и низко расположенную крышу, являясь, таким образом, самой маленькой и наименее освещённой из всех его обязательных частей. Здесь всегда горели лампады и царил мистический сумрак.

В задней стене святилища находился наос – специальная ниша с деревянной двустворчатой дверью, в которой хранилась статуя бога. Дверь часто была покрыта резьбой и драгоценными металлами. Иногда наос был передвижным и в нём статую божества выносили из святилища во время религиозных праздников. Сама же статуя могла быть изготовлена из разных материалов, в том числе из серебра, золота и лазурита.

Наос и паланкин в святилище храма Хора в Эдфу (Египет)
Гранитный наос в святилище храма Хора в Эдфу. На переднем плане – копия паланкина в виде ладьи, в котором статую божества выносили из храма во время религиозных процессий. © Efesenko | Dreamstime.comThe Sanctuary of Edfu Temple Photo

Наконец, позади многих храмов мог находиться ещё один, последний, элемент – так называемая «молельня внемлющего уха». Зачастую она, как и наос, представляла собой нишу, но только значительно бóльшую и устроенную с внешней стороны задней храмовой стены, то есть прямо позади наоса. Как правило, там тоже стояла статуя главного божества данного храма, или на стене молельни просто вырезались его уши, к которым простые верующие, лишённые возможности входить внутрь «дома бога», могли бы обращать свои молитвы.

Второстепенные постройки

Территория вокруг древнеегипетского храма окружалась стеной из кирпича-сырца. Внутри этого огороженного пространства (теменоса) находились различные, порой весьма многочисленные постройки. Некоторые из них имели непосредственное отношение к культу, другие выполняли разнообразные административные и хозяйственные функции.

У большинства крупных храмов Нового царства в пределах их храмовой ограды устраивался пруд для ежедневных омовений жрецов. Обычно он был прямоугольным и наполнялся либо грунтовой, либо нильской водой. Со стороны храма к воде вели ступени. Сегодня такой храмовый бассейн можно увидеть, например, в Карнаке. Он был вырыт во времена правления Тутмоса III и уже в наши дни отреставрирован – полностью очищен от песка и вновь заполнен водой.

Пруд для омовений жрецов в Карнакском храме Амона (Египет)
Пруд для омовений жрецов в Большом храме Амона в Карнаке.

Другой постройкой при египетских храмах был так называемый ниломер, или нилометр. Название вполне отражает его суть: это небольшое сооружение использовалось для измерения уровня воды в Ниле. От степени ежегодного разлива реки зависел будущий урожай, а от него, в свою очередь, величина подати, которую платили египетские земледельцы. Ставка их налога, выражаясь современным языком, была дифференцированной и исчислялась в зависимости от прогноза урожая на текущий год. Прогноз делался во время паводка по показаниям ниломеров – чем выше поднималась вода, тем больший урожай и, соответственно, налог, можно было собрать.

Один из самых древних и больших ниломеров был построен на острове Элефантина при храме Сатет, египетской богини разливов Нила. Он имел 90 ведущих в воде ступеней. Сообщение о начале разлива, отмеченного на Элефантине, при помощи световых сигналов можно было передать в Фивы (столицу Египта Нового царства) всего за одну ночь.

Одной из важнейших построек в пределах теменоса был так называемый «дом жизни» (по-египетски «пер анх»). Он выполнял многочисленные функции, главной из которых было составление и переписывание религиозных текстов. Вероятно, именно в таких «домах жизни» была создана знаменитая «Книга мёртвых», которая широко использовалась в заупокойном культе Нового царства. Здесь же составлялись тексты, которые затем наносились на стены храмов, стелы и обелиски.

Другой важной функцией «домов жизни» был, по-видимому, контроль документооборота храма, составление и хранение различных контрактов и корреспонденции. Кроме того, это был центр жреческого обучения, где жрецы постигали искусство письма и счёта, осваивали теологию, астрономию и медицину. Для этого в древнеегипетских «домах жизни» хранились большие коллекции книг, чем они славились во всём древнем мире. Знаменитый врач Гален во II в. н. э. писал, что греческие лекари посещали «дом жизни» в Мемфисе, чтобы обучаться по его текстам.

Около позднеегипетских храмов также часто строился маммисий, или «дом [божественного] рождения». По сути, это был небольшой самостоятельный храм особой планировки, посвящённый рождению сына у божества главного храма.

Маммисий при храме Хатхор в Дендере (Египет)
Маммисий римского времени при храме Хатхор в Дендере. Видны изображения бога Беса над капителями колонн.

Ещё в древности боги древнеегипетского пантеона почитались триадами по формуле «муж, жена, ребёнок». Таковы, например, великие триады Мемфиса (Птах, Сехмет, Нефертум), Фив (Амон, Мут, Хонсу) и Абидоса (Осирис, Исида, Хор). Во времена Позднего царства (664 – 332 гг. до н. э.) мотив божественного рождения приобрёл особую значимость, и с тех пор в его честь при храмах стали строиться отдельные небольшие «часовни». Маммисии есть у каждого большого египетского храма греко-римского времени. Самый известный и хорошо сохранившийся из них находится у храма Хатхор в Дендере.

В маммисии разыгрывались мистерии на тему рождения божественного ребёнка, а его стены украшались соответствующими сценами и сопровождались пространными гимнами в честь него и его родителей. В маммисиях часто можно видеть изображения бога Беса, который, как считали древние египтяне, помогал при родах.

Все перечисленные выше сооружения (кроме храмовой ограды) имели непосредственное отношение к культу, и потому возводились обычно из камня. Остальные постройки теменоса можно назвать хозяйственными. Они строились из кирпича-сырца и плохо сохранились до наших дней.

Некоторые из них могли иметь определённую религиозную значимость (в амбарах, например, проводились ритуалы, связанные с плодородием), но большинство имели исключительно хозяйственное назначение. К ним относились колодцы, пекарни, пивоварни, скотобойни, кухни, многочисленные мастерские, склады и тому подобное.

Храмовые хозяйства и храмовая экономика

Владения египетских «домов бога» не ограничивались только их храмовыми комплексами. Содержание жрецов, проведение ежедневных служб и регулярных религиозных празднеств, ремонт зданий и предметов культа обходились недёшево и требовали постоянных расходов. Поэтому древнеегипетские «дома бога» обеспечивались государством (и старались обзаводиться сами) разными источниками дохода.

Два обелиска в Карнакском храме Амона (Египет)
Обелиски фараона Тутмоса I (19,5 м) и знаменитой царицы Хатшепсут (32,1 м) – единственные до сих пор стоящие обелиски Карнакского храма.

Наибольшие доходы храмам приносила их земля, на которой трудились зависимые от них крестьяне и где паслись храмовые стада скота. При этом часть земельных владений «домов бога» нередко располагалась довольно далеко от них самих. Так, например, находившийся в Абидосе храм Сети I контролировал обширные земли в Нубии, к югу от второго нильского порога.

Храмовая земля могла иметь не только сельскохозяйственное назначение: многие «дома бога» обладали, скажем, собственными охотничьими угодьями, а некоторые важные храмы – даже каменоломнями и рудниками (тот же абидосский храм Сети I имел свои золотые копи).

Помимо прямых даров в виде земельных наделов и части военной добычи, которые каждый фараон считал своим долгом жертвовать храмам, «дома бога» могли получать, говоря по-современному, и непрямое финансирование от государства, например в виде освобождения от некоторых налогов.

Важным собственным источником доходов была продукция принадлежавших храмам ремесленных мастерских. Там, в частности, производилось масло для светильников, папирус и различные ткани. Платными были также консультации оракулов, лечение (которым в Египте занимались жрецы) и услуги храмовых писцов.

Первый пилон храма Исиды на острове Филэ (Египет)
Первый пилон храма Исиды на острове Филэ.

Столетие шло за столетием, и храмовые владения Нового царства приобретали поистине гигантские масштабы: во времена правления последнего великого египетского фараона Рамсеса III храмам Египта принадлежало уже около 10% всей обрабатываемой в стране земли и 6% её населения.

Огромные храмовые хозяйства в руках могущественного жречества – характернейшая черта той эпохи. В конце концов дело дошло до того, что под занавес Нового царства, когда умер последний фараон XX династии Рамсес XI, фиванские верховные жрецы Амона почти на полтора века стали полновластными правителями Верхнего Египта. Некоторые из них – неслыханное дело! – даже осмеливались титуловать себя фараонами.

Размеры и монументальность египетских храмов свидетельствуют не только об их богатстве и могуществе, но и об огромной роли религии в жизни человека Древнего Египта. Ещё Геродот писал, что обитатели долины Нила – самые богобоязненные люди на свете. Такого колоссального количества храмов для своих богов не строил ни один другой народ древности.

Учитывая определяющее место религии в мировоззрении людей того времени, трудно переоценить значение каждого из сохранившихся египетских «домов бога». Любой из них, будучи в равной мере порождением как строительного мастерства, так и религиозных взглядов своих создателей, даёт уникальную возможность взглянуть на мир глазами древних египтян.

О храмовой символике страны фараонов и особенностях древнеегипетского культа – во второй части статьи.