Обелиск и статуя Рамсеса II у входа в Луксорский храм Амона

Древнеегипетский храм: часть третья

Краткое руководство для путешественников
Опубликовано , 23:18

Это заключительная часть подготовленной проектом Destinata.ru статьи об особенностях древнеегипетских храмов. В двух предыдущих рассказывалось об их планировке, структуре храмовых хозяйств, а также о религиозном символизме и отличительных чертах древнеегипетского культа. На этот раз речь пойдёт о непростых судьбах храмов Древнего Египта, и будут кратко перечислены те из них, что лучше всего сохранились до наших дней.

В зените славы и могущества

Биографии древнеегипетских «домов бога» складывались по-разному как во времена фараонов, так и после того, как пора их могущества осталась в далёком прошлом. Некоторые храмы приходили в упадок и исчезали ещё в эпоху расцвета египетской государственности, другим было суждено пережить не одно иноземное вторжение и стать немыми свидетелями окончательного заката породившей их цивилизации.

Все без исключения египетские цари старались возводить и всячески поддерживать храмы. Каждый фараон силился превзойти в этом своих предшественников, поскольку считалось, что невнимание к культу лишает его покровительства богов, а вместе с ним и власти. Поэтому в Древнем Египте постоянно велось храмовое строительство, а многие важные «дома бога», будучи уже созданными, продолжали обрастать всё новыми и новыми постройками. Даже спустя много веков после своего основания у них появлялись новые пилоны, открытые дворы, обелиски, статуи и отделка; храмы обзаводились очередными земельными владениями.

При этом зачастую приходилось жертвовать уже существовавшими «домами богов», которые сносили, перестраивали, или просто использовали как каменоломни, превращая в дешёвый источник стройматериала.

Ярчайшим примером сказанному является Большой храм Амона в Карнаке. Первое святилище на его месте было построено, как считается, ещё во времена XII династии Среднего царства, но важнейшим храмом страны он стал спустя четыре века, при новоегипетской XVIII династии. После этого Карнак сохранял статус главного сакрального центра Египта ещё более тысячи лет.

За это время храм неоднократно перестраивался и расширялся. Фараон за фараоном увеличивали карнакский дом Амона, добавляя свои или переделывая уже возведённые их предшественниками части. В итоге за более чем два тысячелетия трансформации храм оброс невероятным количеством самых разных построек (одних только пилонов было аж десять штук!), а в пределах его огромного теменоса со временем появилось ещё около 20 храмов меньшего размера.

Менее масштабно, но всё же схожим образом дела обстояли и с домами других древнеегипетских богов. Многие из них тоже многократно достраивались и переделывались, порой полностью заново.

Первый, второй и третий пилоны Карнакского храма Амона
Вид на первый, второй и третий пилоны знаменитого Большого храма Амона в Карнаке. © Cartu13 | Dreamstime.com – Karnak Ruins Photo

Как при строительстве новых храмов, так и во время изменения старых египетские правители зачастую использовали творения предыдущих фараонов в качестве удобного источника строительного камня. Так, при возведении третьего пилона того же Большого храма Амона в Карнаке были разобраны и пошли на стройматериалы сразу несколько более ранних построек, принадлежавших Сенусерту I, Аменхотепу I и Тутмосу IV, а также знаменитой царице Хатшепсут.

Стремясь связать своё имя с таким богоугодным делом, как строительство храмов, древнеегипетские цари не только не чурались разрушать ради этого труды предшественников, но и не брезговали присваивать себе чужие заслуги на этом поприще. Обычно так происходило, когда тот или иной фараон был не в состоянии сам возвести что-либо существенное, или же с целью стереть память о деяниях некоторых прежних правителей. Для этого предпринимался своеобразный «угон» уже существовавших храмов или их частей, где по приказу правящего фараона уничтожались все упоминания об их настоящих строителях, и вместо них прописывалось имя царя-«угонщика».

Такая практика к концу Нового царства стала настолько распространённой, что фараонам при строительстве храмов приходилось вырезать картуши с иероглифами своих имён на добрый десяток сантиметров вглубь, надеясь, что это сделает невозможным использование их заслуг следующими царями.

Картуш с иероглифами имени Рамсеса III
Картуш с тронным именем Рамсеса III в его поминальном храме в Мединет-Абу. В надежде пресечь узурпацию своих храмов последующими правителями, Рамсес III приказывал выполнять надписи на их стенах и колоннах в технике очень глубокого рельефа, часто на глубину более 10 сантиметров.

Впрочем, не только фараоны-неудачники «перебивали номера» на чужих памятниках архитектуры. Так не гнушался поступать даже величайший строитель Древнего Египта Рамсес II, построивший множество собственных выдающихся храмов.

В целом, до конца Нового царства общее число древнеегипетских «домов бога» неизменно росло. Разумеется, бывали и случаи, когда по тем или иным причинам некоторые из них приходили в запустение и исчезали. Например, немало храмов было уничтожено силами природы: грунтовыми водами, разливами Нила и землетрясениями. Однако в общем, обласканные вниманием фараонов и располагавшие большими материальными ресурсами, храмы процветали.

Радикальные перемены в судьбах «домов бога» наступили с окончанием египетской независимости.

Сумерки древнеегипетских богов

После падения Нового царства для Древнего Египта настали тяжёлые времена. Начиная с XI века до н. э. египетская история превратилась в череду смут, раздробленности и иностранного владычества, которая лишь изредка перемежалась короткими вспышками независимости и национального единения.

Перипетии этого бурного периода не могли не отразиться и на египетских храмах. Так, многие «дома бога» были уничтожены во время ассирийского и второго персидского нашествий. Египтянам удалось частично компенсировать эти потери в эпоху Саисского возрождения и усилиями фараона XXX династии Нектанеба I. Позже интенсивное храмовое строительство велось также при Птолемеях и римлянах, то есть уже после того, как Египет окончательно утратил свою независимость. Однако дни величия древнеегипетских храмов были уже сочтены.

С принятием Римской империей христианства в IV веке н. э. языческие святилища Египта оказались вне закона. Они осквернялись христианскими фанатиками-вандалами, их закрывали императорскими указами, использовали в качестве каменоломен.

Особенно сильно пострадали храмы, построенные из известняка (таковыми было большинство «домов бога» севернее Луксора; южнее храмы обычно строились из песчаника). В V веке развернулось их небывалое по масштабам уничтожение: известняк древнеегипетских монументов пережигался в известь, которая шла на строительные нужды нового режима. Кроме того, многие храмы были переделаны под церкви.

Последним действовавшим египетским «домом бога» был, как считается, храм Исиды на острове Филэ. Его принудительно закрыла византийская военная экспедиция под командованием полководца-евнуха Нарсеса около 535 года н. э.

Никаких хороших новостей египетским храмам не принёс, разумеется, и пришедший в страну в VII веке ислам. Разрушение храмов продолжалось, только вместо церквей в них теперь возводились мечети.

Мечеть на территории храма Амона в Луксоре.
В византийский период на территории Луксорского храма Амона было построено сразу несколько церквей. В XIII веке их сменила мечеть, которая функционирует до сих пор.

Количество древнеегипетских храмов сокращалось даже после появления современной египтологии и интереса к истории Древнего Египта. Так, уже в начале XIX века в ходе индустриализации, предпринятой египетским пашой Мухаммедом Али, была вновь развёрнута кампания по пережогу уцелевших «домов бога» на известь, сгубившая много прекрасных памятников древнеегипетского зодчества.

В итоге к настоящему времени в Египте в более или менее полном виде можно увидеть лишь малую часть былого великолепия его древней храмовой архитектуры. В основном это те «дома богов», которые находились вдали от Нила и густонаселённых мест. Там они уберегались от уничтожения людьми (особенно если их заносило песком) и разрушительных разливов великой реки. Именно эти храмы сегодня представляют собой наиболее хорошо сохранившиеся образцы культового зодчества Древнего Египта.

Самые знаменитые древнеегипетские храмы

В заключение – краткий аннотированный список самых известных и лучше всего сохранившихся древнеегипетских храмов. Каждый из них является уникальным образцом архитектурного наследия страны фараонов и стоит того, чтобы в нём побывать.

В списке приводятся не только «дома богов», но и так называемые «дома миллионов лет» – поминальные храмы, строившиеся фараонами для вечного отправления своего заупокойного культа. Несмотря на то, что вопреки чаяниям их обожествлённых создателей службы в таких храмах обычно прекращались вскоре после смерти построивших их фараонов, некоторые из них неплохо сохранились. В период Нового царства «дома миллионов лет» строились, как правило, по образцу «домов бога».

Итак.

От времён Древнего царства уцелело всего несколько храмов плохой сохранности. Самым известным и лучше всего сохранившимся из них является монументальный гранитный храм фараона Хафры, входивший некогда в погребальный комплекс построек при его пирамиде в Гизе.

Практически не сохранились и храмы Среднеегипетского периода. Самый значительный из оставшихся – поминальный храм фараона XI династии Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри. Его развалины находятся бок о бок со знаменитым храмом царицы Хатшепсут, для которого он послужил архитектурным образцом.

Поминальные храмы Ментухотепа II и царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри
Слева от всемирно известного храма царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри находится плохо сохранившийся и гораздо более древний поминальный храм фараона Ментухотепа II. Именно его необычную планировку и взяли за основу зодчие знаменитой новоегипетской правительницы.

Другой пример среднеегипетских храмов – так называемая «Белая капелла», небольшой изящный храм фараона Сенусерта I, построенный им в Фивах в честь 30-летнего юбилея своего правления. В эпоху Нового царства капелла была разобрана на стройматериалы и уже в XX веке восстановлена археологами.

Несравнимо больше египетских храмов сохранилось от эпохи Нового царства. Самый знаменитый и выдающийся из них – огромный Карнакский храмовый комплекс в столице новоегипетского государства Фивах (нынешнем Луксоре). Имея площадь более 100 гектаров, он является вторым по размеру (после знаменитого Ангкор-Вата в Камбодже) храмовым комплексом мира. Его главный «дом бога» – Большой храм Амона с колоссальным гипостильным залом и десятью пилонами. Помимо него в Карнакский храмовый комплекс входят также храмы супруги Амона богини Мут и их сына Хонсу, а также многочисленные святилища других божеств и фараонов.

Рядом с карнакским находится тесно с ним связанный Луксорский храм Амона. Это самый южный из «домов бога» на восточном берегу древнеегипетской столицы. Он насчитывает полторы тысячи лет непрерывного строительства – начиная со времён правления фараонов XVIII династии и заканчивая эпохой христианизации Римской империи.

Немало замечательных памятников египетской храмовой архитектуры находится и на западном берегу Фив. Здесь, неподалёку от Долины царей, где фараоны Нового царства устраивали свои усыпальницы, возводились и их поминальные храмы, из которых наиболее известны три.

Во-первых, это поминальный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Лежавший в руинах к началу раскопок в 1891 году, сегодня этот великолепный храм тщательно отреставрирован и представляет собой подлинный шедевр древнеегипетского храмового зодчества. Он относится к своеобразной скальной разновидности «домов миллионов лет».

Недалеко к югу от него в местечке под названием Гурна находится довольно плохо сохранившийся поминальный храм Рамсеса II. С лёгкой руки Шампольона, посетившего храм в 1829 году, он также известен как Рамессеум. Некогда это было внушительное даже по меркам Рамсеса II сооружение, но за прошедшие тысячелетия ему был нанесён значительный ущерб.

Поминальный храм Рамсеса II (Рамессеум)
К сожалению, поминальный храм великого Рамсеса II в Гурне (известный также как Рамессеум) сохранился довольно плохо.

К юго-западу от Рамессеума располагается поминальный храм Рамсеса III в Мединет-Абу – одна из наиболее впечатляющих религиозных построек Древнего Египта. Здание этого храма по большей части избежало разрушений (если не считать уничтожения вандалами-христианами храмовых статуй и других подобных «мелочей») и прекрасно сохранилось.

Помимо этой знаменитой троицы в фиванском некрополе находится ещё один примечательный «дом миллионов лет» – поминальный храм Сети I в Курне. Расположенный недалеко от Рамессеума и сильно разрушенный, он сегодня почти не известен туристам. Тем не менее, когда-то этот храм был очень важен – именно здесь делала первую остановку статуя бога Амона, когда её во время Прекрасного праздника долины переправляли на западный берег Нила.

Значительно лучше сохранился (и потому более популярен у путешественников) поминальный храм Сети I в Абидосе. Он был посвящён Осирису, Исиде и самому фараону Сети I, при жизни которого храм так и не был закончен. Строительство пришлось завершать уже его сыну, знаменитому Рамсесу II. Одной из главных особенностей этого храма является так называемый Абидосский список царей – высеченный на его стенах перечень всех правивших в Египте фараонов от легендарного Мендеса до самого Сети I.

Великолепными памятниками новоегипетского зодчества являются и скальные поминальные храмы Рамсеса II и Нефертари в Абу-Симбеле. Они расположены на юге современного Египта, в исторической Нубии, и знамениты не только своими выдающимися художественными достоинствами, но и недавней историей их спасения.

Малый храм царицы Нефертари в Абу-Симбеле
Из-за начавшегося в 1960 году возведения Асуанской плотины храмы в Абу-Симбеле (как и множество других археологических памятников южного Египта) оказались в зоне будущего затопления. В 1964 – 1968 годах и большой, и малый (на фото) храмы Абу-Симбела были разрезаны на блоки и перенесены на более высокое место.

Самые хорошо сохранившиеся египетские храмы относятся к последнему тысячелетию существования Древнего Египта – греко-римскому периоду его истории (IV в. до н. э. – VI в. н. э.).

Один из них – находящийся в 60 км к северу от Луксора храм Хатхор в Дендере. Он необычен тем, что не имеет пилона. Зато у него есть сразу два (и притом уникальных) маммисия. Первый был построен фараоном Нектанебом I и является старейшим из дошедших до нашего времени «домов рождения». Второй, наиболее развитый с архитектурной точки зрения из всех известных храмов подобного рода, относится к римскому времени.

Той же богине, что и в Дендере, посвящён построенный в III веке до н. э. храм Хатхор в Дейр-эль-Медине. Он совсем невелик, но зато сохранился относительно нетронутым, включая храмовую ограду из кирпича-сырца.

Один из самых поздних древнеегипетских «домов бога» – храм Хнума в Эсне – находится в 55 км к югу от Луксора. Его начали строить при Птолемее VI, а заканчивать работы пришлось уже римлянам. Сегодня он расположен прямо посреди современного города. От всего храма остался только гипостильный зал, но зато в хорошем состоянии.

Далее на юг, на полпути между Луксором и Асуаном находится храм Хора в Эдфу. На сегодняшний день это самый хорошо сохранившийся египетский «дом бога», и потому он пользуется огромной популярностью у туристов. Храм строился 180 лет, с 237 по 57 годы до н. э., и был закончен Птолемеем XII, отцом знаменитой царицы Клеопатры. Старейший элемент храма – четырёхметровый гранитный наос фараона Нектанеба II, который достался нынешнему птолемеевскому святилищу от более раннего стоявшего на этом месте «дома бога».

Ещё южнее расположен уникальный «двойной» храм Себека и Хора старшего в Ком-Омбо. Он любопытен тем, что имеет необычный «зеркальный» план: храм разделён на две абсолютно одинаковые половины, первая из которых посвящена крокодилоголовому богу Себеку, а вторая – одной из ипостасей древнего египетского бога Хора.

Сразу несколько храмов находилось когда-то и на стратегически расположенном у древней южной границы Египта острове Элефантина (напротив современного Асуана). Два из них – небольшие храмы Тутмоса III и Аменхотепа III – оставались практически нетронутыми вплоть до начала XIX века. К сожалению, в 1822 году они были варварски уничтожены по приказу местных властей (их пережгли на известь). Сегодня на острове сохранились лишь гранитные врата эллинистического периода от храма бога Хнума. Также на острове археологами частично восстановлен храм богини Сатет (супруги Хнума), при котором находился самый большой в Египте ниломер, использовавшийся вплоть до XIX века.

В отличие от Элефантины, где древнейшие археологические находки восходят ещё к раннединастическому периоду, храмы на расположенном немного южнее острове Филэ появились сравнительно поздно. Важным религиозным центром он стал только в период правления Птолемеев. Именно к этому времени относится прекрасно сохранившийся храм Исиды на острове Филэ, который считается самым красивым из всех ныне существующих египетских «домов бога».

Первый пилон храма Исиды на острове Филэ
Первый пилон и вход в храм Исиды на острове Филэ.

Поднявшись по Нилу ещё южнее, можно увидеть храм Мандулиса в Калабше. Посвящённый местному нубийскому божеству, которого египтяне отождествляли со своим Хором, он был построен во время правления последних Птолемеев и закончен уже при императоре Августе. Первоначально храм находился на берегу Нила в местечке под названием Баб-эль-Калабша в 50 км к югу от нынешней Асуанской плотины. В 1962 – 1963 годах он был разобран на 13 тысяч частей и затем перевезён и воссоздан на новом месте – острове Новая Калабша.

В заключение стоит упомянуть, что в результате грандиозной международной кампании 1959 – 1980 годов по спасению архитектурных памятников Нубии от затопления четыре небольших древнеегипетских храма оказались за пределами Египта. В благодарность за помощь в археологических работах они были подарены Испании (храм Амона из Дебода, ныне стоит в Мадриде), Нидерландам (храм императора Октавиана Августа из Таффы, ныне в Государственном музее древностей Лейдена), США (храм Исиды из Дендура, теперь в нью-йоркском музее Метрополитен) и Италии (скальный храм Тутмоса III из Эллесии, который был перевезён в Египетский музей Турина).

Невозможно переоценить ту степень везения, которая понадобилась всем перечисленным выше храмам, чтобы уцелеть до наших дней. За прошедшие тысячелетия им посчастливилось пережить немало природных невзгод и иноземных нашествий. Но что самое удивительное – они каким-то чудом миновали долгие века религиозной нетерпимости, которая как дамоклов меч висела над ними с тех самых пор, как в них навсегда смолкли голоса жрецов и растаял дым последних воскурений.

К счастью теперь впервые за последние почти две тысячи лет храмы Древнего Египта находятся вне угрозы уничтожения. Они международно признаны как неотъемлемая часть культурной сокровищницы человечества. Многие древнеегипетские храмы входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Разумеется, торжественные службы в их стенах навсегда канули в Лету. Былые обряды сменила шумная туристическая суета, а единственными обязательными для исполнения ритуалами стали фотоаппаратные и сувенирные хлопоты. Но даже сейчас, блуждая по колонным залам и портикам древнеегипетских «домов бога», ещё можно уловить отголосок их былого предназначения. Как и прежде, они горделиво взирают на царящий вокруг них людской хаос, и не смотря ни на что продолжают оставаться твердынями маат – извечного порядка мироздания.