О Царь-пушке в России знают практически все. Любой скажет, что она очень старинная, что стоит в Кремле, и что самая большая в мире. Многие добавят, что никогда не стреляла, что шедевр русского литейного искусства, и что вообще это один из главных национальных символов. Неплохо знакома Царь-пушка и иностранцам – тысячи туристов видели её в Москве лично своими глазами; миллионам других она известна заочно, по многочисленным фотографиям.
Разумеется, такой экстраординарный объект издавна привлекал внимание исследователей. Ещё с XVIII века вокруг необычной пушки шли многочисленные дискуссии.
Так, специалисты пытались определить, является ли она настоящим боевым орудием, или это лишь рассчитанная на устрашение иностранных послов пропагандистская поделка. Те, кто считал, что верно первое, спорили, чем же в таком случае Царь-пушка должна была стрелять – ядрами или картечью, и действительно ли ей так и не довелось сделать ни единого выстрела. Не было согласия и относительно её классификации: одни причисляли это орудие к бомбардам, другие – к мортирам.
Такой раздрай в рядах исследователей был вызван не только своеобразной конструкцией самой Царь-пушки, но и историей её появления, а также особенностями ранней русской артиллерии в целом.
От Тохтамыша до Чохова
Согласно летописям артиллерию на Руси впервые применили в 1382 году при обороне Москвы от войск ордынского хана Тохтамыша. Орудия того времени ковались из железа и бывали короткими (их называли «тюфяками») и длинными (такие именовались «пищалями»).
В XV веке пушки на Руси начали отливать из бронзы, и их производство перешло от кузнецов к литейщикам. Поначалу это были иностранные специалисты – немцы и итальянцы. К середине XVI века их постепенно сменили русские пушечные «литцы». Одним из первых среди них и был создатель Царь-пушки Андрей Чохов.
Будущий знаменитый мастер начинал свою деятельность ещё во времена правления Ивана IV Грозного, в 1560-х годах. Ремеслу обучался на московском Пушечном дворе у известного литейщика Кашпира Ганусова (судя по всему, иностранца). Первая самостоятельная работа Чохова датируется 1568 годом, последняя – 1629-м.
Всего сохранилось 12 орудийных стволов его работы. Большинство – 7 единиц – сейчас хранится в петербургском Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи. Ещё две пушки стали военными трофеями после «Нарвской конфузии» 1700 года и находятся в замке Грипсхольм в Швеции. Остальные три, включая знаменитую Царь-пушку, можно увидеть в Москве.
Внешний вид и царские ТТХ
Андрей Чохов отлил свою Царь-пушку из бронзы в 1586 году, в начале правления царя Фёдора I Иоанновича, сына Ивана Грозного. Новому царю, который, как считается, был слаб умом, тогда было всего 11 лет. Тем не менее, с правой стороны пушки у дула есть его литое изображение в виде наездника в короне и со скипетром, а в средней части ствола справа имеется надпись, из которой следует, что пушка отлита его повелением. Там же, но с левой стороны, – другая надпись, в которой указывается место отливки (Москва), год («7094 от сотворения мира») и автор («литец Ондрей Чохов»).
В соответствии с традициями русских литейщиков того времени Царь-пушка великолепно художественно оформлена. Её дульный и казённый срезы украшены выступающими над поверхностью ствола поясами с шестилепестковыми розетками, между которыми отлиты ещё четыре неполных орнаментальных пояса.
К технологическим элементам пушки относятся восемь скоб, попарно прилитых с каждой стороны ствола и предназначенных для крепления канатов при транспортировке орудия. Кроме того, вверху казённой части перед задним поясом имеется углубление диаметром около сантиметра с прилитой вокруг него рамкой для пороха. Чуть дальше вырублено: «2400 пуд».
Технические характеристики пушки поражают. Во-первых, у неё беспрецедентно огромный вес – 2400 пудов, что равняется 39.312 килограммам. Своей массой Царь-пушка на момент её появления намного превосходила все когда-либо созданные артиллерийские орудия Европы.
Во-вторых, детище Андрея Чохова обладает поистине царскими размерами. Длина Царь-пушки составляет 5,34 метра при наружном диаметре (не считая декоративных поясов) в 120 сантиметров. Канал ствола имеет длину 3,18 метра при средней толщине стенок около 15 сантиметров. В казённой части канал переходит в пороховую камору длиной 1,74 метра и диаметром около 44 сантиметров. Здесь толщина стенок доходит до 0,4 метра и примерно столько же – около 0,42 метра – составляет толщина задней стенки орудия.
Наконец, у Царь-пушки просто невероятный калибр – 890 миллиметров. По этому показателю она оставалась непревзойдённой среди всех типов артиллерийских орудий мира аж до 1857 года, когда в Великобритании создали так называемую мортиру Маллета калибром 914 миллиметров. Если же не причислять творение Андрея Чохова к мортирам, то она до сих пор остаётся самой крупнокалиберной пушкой планеты.
Но ключевое слово здесь – «если».
Хитросплетения классификаций
Дело в том, что попытки классифицировать Царь-пушку связаны с несколькими объективными трудностями.
Прежде всего, проблема заключается в том, что стандартизация в артиллерийском деле появилась сравнительно поздно. В России, в частности, унифицированная калибровка и артиллерийская шкала были введены лишь в 1707 году Петром I. До этого каждый мастер лил свои пушки, ориентируясь лишь на собственный опыт и представления о том, как должен выглядеть конечный результат. Отсюда и характерный для русской артиллерии допетровского времени колоссальный разнобой пушек по их конструкциям, калибрам, длине и весу.
Естественным следствием такой разносортицы стало возникновение не слишком последовательной артиллерийской терминологии, которая к тому же постоянно менялась. Многие названия, бытовавшие в конце XVI века, впоследствии вышли из употребления, а те, что сохранились, зачастую стали обозначать нечто совсем иное, нежели во времена Андрея Чохова. Изменились и принципы артиллерийской классификации.
Так, по современным стандартам при длине ствола в 6 калибров Царь-пушка является мортирой – крупнокалиберным короткоствольным орудием с навесной траекторией стрельбы. Однако прокрустово ложе современных терминов для Царь-пушки явно не годится: во времена её создания стволы мортир («верховых пушек» по тогдашней терминологии) имели длину всего 2 – 3,5 калибра. Поэтому по меркам своего века чоховское орудие мортирой не было.
К тому же у Царь-пушки отсутствуют такие необходимые для мортиры элементы, как цапфы – специальные цилиндрические стержни для укладки ствола на станины лафета. Вдобавок на её торели (то есть на казенном срезе) нет винграда – особого фигурного выступа, которому обычно придавали вид виноградной кисти или шара. Всё это делает её очень похожей на западноевропейские бомбарды, отчего многие специалисты до сих пор относят Царь-пушку именно к этому типу артиллерийских орудий.
В Западной Европе бомбардами с конца XIV века называли в основном образцы тяжёлой осадной артиллерии, главной задачей которых было разрушение толстых стен большими ядрами. Они были длиннее мортир (обычно 5 – 8 калибров) и ввиду отсутствия цапф стреляли со специального ложа из массивных деревянных колод, упираясь при этом плоской казённой частью в землю, кирпичные стены и тому подобное.
В России XVI века орудия такого рода, в отличие от «верховых пушек» (мортир) и длинноствольных мелкокалиберных «пищалей», называли просто пушками и использовали по аналогичному назначению. Тот факт, что в современной артиллерии пушками принято называть совершенно другой тип орудий, сути дела не меняет – в реалиях своего времени Царь-пушка была, как это и следует из её названия, именно пушкой.
Споры вокруг снаряда
Немало копий было сломано и по вопросу о типе снаряда кремлёвского чудо-орудия. Традиционно большинство специалистов отвергало возможность того, что Царь-пушка стреляла ядрами своего калибра. Однако не всё в этом вопросе так однозначно.
По расчётам, вес каменного ядра диаметром 890 миллиметров составлял около 52 пудов (852 кг), а чугунного – и вовсе 120 (1965 кг). При этом известно, что пороховая камора Царь-пушки объёмом приблизительно 0,25 м3 могла вмещать около 30 пудов пороха. Поэтому, учитывая, что по нормам XVI – XVII веков для стрельбы металлическими ядрами полагалось «класть пороху против ядра сполна», метать чугунные снаряды Царь-пушка действительно была не способна чисто технически.
В то же время, для стрельбы каменными ядрами она вполне годилась, поскольку с этой целью порох клали «в полы» (то есть в соотношении 1:2 к весу снаряда), а порой и того меньше.
Тем не менее, ещё с 1727 года с подачи русского учёного Ивана Кирилловича Кирилова (1695 – 1737) единственным типом снаряда Царь-пушки стали считать каменный «дроб» (то есть картечь) суммарным весом 1500 фунтов (737 кг). Тогда же появилось и новое название чоховского орудия – «Дробовик Российский».
Версия с дробом основывалась на том, что Царь-пушка после отливки находилась у Спасской башни Кремля, где, как считалось, должна была картечными залпами уничтожать живую силу противника, переправлявшегося здесь через Москву-реку со стороны Замоскворечья. И действительно, стрелять картечью по наступающим вражеским войскам было бы гораздо эффективнее, чем громадными ядрами.
«Дробовая» версия быстро стала популярной. Тем не менее, во второй половине XIX века была предложена ещё одна трактовка применения Царь-пушки. Её смысл сводился к тому, что это орудие вообще не являлось боевым и предназначалось для ведения своего рода психологической войны.
«Бутафорская» версия
В самом деле, расчёты порохового заряда и веса ядер, а также рассуждения о возможной эффективности каменного дроба были всего лишь теорией. На практике же Царь-пушка не только ни разу не участвовала в боевых действиях, но и, судя по всему, вообще никогда не стреляла (во всяком случае, никаких свидетельств тому не сохранилось).
Это дало повод предположить, что Царь-пушка – на самом деле бутафория, рассчитанная на устрашение иностранцев (в первую очередь крымско-татарских послов), и что её настоящим призванием было лишь символически олицетворять русскую военную мощь.
Противники этой версии возражали, что в условиях постоянной угрозы крымских набегов отливка огромной и дорогостоящей бутафорской пушки вместо настоящего действующего орудия была бы откровенной глупостью. Указывалось, что о реальном боевом назначении Царь-пушки говорило уже само её расположение в месте, где чаще всего при набегах на Москву появлялись татары. Однако, как отвечали сторонники «бутафорской» версии, ничто не мешало поставить её там и в пропагандистских целях.
Споры вокруг практического применения Царь-пушки не прекращались вплоть до конца XX века. За это время верх поочерёдно брали то защитники «дробовой», то «бутафорской» теории. Окончательно же точку в затянувшейся полемике поставила… московская Олимпиада 1980-го года.
Точка в спорах
С 19 июля по 3 августа 1980 года в Москве проходили XXII летние Олимпийские игры. Соревнования блестяще завершились триумфом советских спортсменов, завоевавших в общей сложности 80 золотых, 69 серебряных и 46 бронзовых медалей.
Широко известно, что при подготовке к проведению Олимпиады в столице было построено много спортивных и инфраструктурных объектов. Но не каждый знает, что в преддверии состязаний было отреставрировано и немало знаковых для Москвы памятников истории и культуры. В их числе оказалась и чоховская Царь-пушка, которая к тому времени стояла на Ивановской площади Кремля.
Вообще, за свою 430-летнюю жизнь Царь-пушка не раз меняла местоположение. Пролежав некоторое время у Спасской башни, в 1626 году она была перемещена к Лобному месту на Красной площади. В начале XVIII века в связи с постройкой Петром I Цейхгауза орудие оказалось в Кремле. Сперва оно располагалось во дворе Арсенала (как позже стал называться петровский Цейхгауз), а затем, с начала XIX века, – у его главных ворот.
Находясь там, Царь-пушка обзавелась декоративным чугунным лафетом, который в 1835 году был отлит на петербургском заводе Чарльза Берда. Эскизы для его изготовления выполнил художник Александр Павлович Брюллов, а чертежи – генерал-майор Пётр Яковлевич де Витте. Также были изготовлены и полые ядра весом в одну тонну каждое. В таком новом виде пушка простояла у Арсенала до 1843 года, когда её вновь перенесли – на этот раз к Оружейной палате.
В 1960 году из-за постройки Кремлёвского Дворца съездов здание Оружейной палаты (и не только) было снесено, и 14 февраля того же года Царь-пушка оказалась на Ивановской площади, неподалёку от церкви Двенадцати апостолов. Отсюда её зимой 1980 года и вывезли на реставрацию на завод войсковой части № 42708 города Серпухова.
В ходе реставрационных работ главное творение Андрея Чохова было тщательно обследовано специалистами, и в результате вскрылись два важных факта. Во-первых, выяснилось, что у Царь-пушки нет ведущего в пороховую камору запального отверстия: углубление на казённой части орудия оказалось слепым.
Во-вторых, на внутренней поверхности ствола были обнаружены приливы – небольшие выступы в виде остатков металла, образовавшиеся в процессе литья и впоследствии не зачищенные. Их наличие неопровержимо доказывало, что Царь-пушка действительно никогда не стреляла, поскольку эти приливы были бы неизбежно срезаны при первом же выстреле. Таким образом, окончательно подтвердилась правота сторонников «бутафорской» версии.
Впрочем, своего рода утешительный приз достался и приверженцам «боевого крыла» исследователей. Изучавшие Царь-пушку в 1980 году инженеры пришли к выводу, что теоретически она всё же имеет запас прочности для стрельбы каменными ядрами массой до 750 килограммов, что не так уж далеко от её «расчётного» 52-пудового калибра.
Полученные в том теперь уже далёком олимпийском году данные позволяют современным историкам достоверно утверждать, что Царь-пушка создавалась не с целью обороны Кремля, а для укрепления властных позиций молодого царя Фёдора. Своим внушительным видом она как бы демонстрировала государеву мощь всем потенциальным её оппонентам – как внутри государства, так и за его пределами.
Сегодня, как и до реставрации, Царь-пушка стоит на Ивановской площади Московского Кремля. Ежегодно, знакомясь с достопримечательностями столицы, на неё приходят посмотреть десятки тысяч туристов. И пусть теперь известно, что из неё никогда не стреляли (в том числе и прахом Лжедмитрия, как нафантазировал один пассионарный лжеучёный), и что на самом деле она – орудие государственной пропаганды, а не реальная боевая единица, Царь-пушка всё равно остаётся выдающимся шедевром отечественного литейного искусства и неотъемлемой частью русской истории.